ГлавнаяПерсоналииСостоянияДжон Маркс Темплтон: тот, с кого начались «инвесторы»
Если ориентироваться на финансово-экономические газеты, журналы и телепередачи, складывается ощущение, что едва ли не половину участников деловой жизни составляют инвесторы. Инвестируют все и во всё, при этом не всегда понятна конкретика тех или иных инвестиций. А между тем понятие это, инвестор как человек, профессионально зарабатывающий деньги на краткосрочных и среднесрочных вложениях в различные активы, относительно новое. А появилось оно, прежде всего, благодаря британцу Джону Марксу Темплтону.
Набожный миллиардер
Хотя в историю Темплтон вошёл как британский подданный и даже как «сэр» (ему было пожаловано рыцарское звание), родился он 29 ноября 1912 года американцем в американском городке Винчестер, в штате Теннеси. Его родители были небогатыми фермерами, членами местной пресвитерианской религиозной общины и Джон получил подобающее консервативной сельской местности воспитание. Однако консервативное воспитание не означает плохого образования: незаурядные умственные способности юноши стали одной из достопримечательностей округи, поэтому местные состоятельные люди собрали денег на оплату обучения Темплтона в одном из самых престижных университетов США и мира, в Йельском университете. И Джон оправдал надежды земляков, окончив университет по специальности «экономика» в 1934 году в качестве лучшего студента курса и получив тем самым грант на продолжение образования в ещё более легендарном высшем учебном заведении – в британском Оксфорде. Спустя три года он успешно получил степень по юриспруденции и здесь и был приглашён в качестве перспективного работника в одну из крупнейших английских фирм, занимающихся биржевыми операциями.
Однако Темплтон решил вернуться на родину и строить жизнь там вместе с молодой супругой (в 1937 году он женился на Юдит Фолк, которая родила ему троих детей и скоропостижно умерла в 1951 году). До того момента набожный Темплтон всерьёз рассматривал возможность стать христианским миссионером, однако годы обучения убедили его в том, что его призвание лежит всё-таки в области экономики. В 1939 году он начал самостоятельную инвестиционную деятельность – и уже к концу второй Мировой войны он сумел получить 400% выгоды от приобретённых в 1939 году однодолларовых акций. Тем самым он не только смог вернуть 10 тысяч долларов займа, но и начать самостоятельное финансовое плавание.
Больше инвестиций, меньше рисков
Плавание это оказалось весьма успешным: по сути, Темплтон считается одним из самых успешных биржевых инвесторов в истории и тем человеком, который открыл экономику послевоенной Японии для западного мира. Начав с помощью крупнейшего из своих инвестиционных фондов, Templeton Growth, Ltd., активные инвестиции в Японию в начале шестидесятых, Темплтон добился того, что за сорок лет превратил каждые доверенные ему 100 тысяч долларов в 55 миллионов долларов. Став подданным Великобритании и гражданином Багамских островов в 1968 году (из-за слишком высоких американских налогов), Джон Маркс Темплтон в последние двадцать лет своей жизни значительную часть своего состояния пожертвовал на нужды пресвитерианских общин и основанных им благотворительных фондов. Скончался Темплтон на Багамах 8 июля 2008 года, на 96-ом году жизни.
Деловые принципы Темплтона во многом стали образцовыми для последующих поколений инвесторов. Наиболее известно изречение Темплтона звучит так: «Люди всегда спрашивают меня, где имеется хорошая перспектива, но вопрос этот неправильный. Правильный вопрос таков: где наихудшая перспектива?». Таким образом, цель Темплтона как биржевого инвестора заключалась в том, чтобы обнаружить активы, цена на которые находится в состоянии наибольшего «подавления». Если акции стоят дёшево, это далеко не всегда означает, что компания плохая, это означает, что в настоящий момент конъюнктура для неё сложилась наихудшим образом. Но это же означает, что существует наиболее вероятная перспектива роста акций и, следовательно, получение прибыли их владельцем. Именно такой принцип и был использован молодым предпринимателем во время своей первой масштабной сделки, когда он скупил однодолларовые, то есть наиболее дешёвые акции на американской бирже и впоследствии с выгодой перепродал их. Другим же правилом, которому Темплтон неукоснительно следовал на протяжении всей своей карьеры, являлась диверсификация рисков: «В акциях и облигациях, как и во многом другом, безопасность - в большом количестве. В диверсификации не нуждаются только те инвесторы, которые оказываются правы в 100% случаев». Именно поэтому Джон Маркс Темплтон предпочитал вкладывать деньги не только в компании различных отраслей и сфер экономики, но и в экономику различных стран планеты – именно так он нащупал японскую «золотую жилу». При этом он констатировал, что развитие бизнеса возможно только в условиях свободного рынка, поэтому инвестировать средства в экономику стран с большой долей государственного капитала это плохая затея.
Александр Бабицкий