ГлавнаяПерсоналииИсторияШустовы: питейные короли
Династия Шустовых - редкий случай, когда своей известности и процветанию несколько поколений семьи обязано увлечению основателя династии горячительными напитками. Правда, начало было под солидным знаком трезвости. Трезвое начало династии Шустовых сокрыто в веках. Точно известно одно: ко времени правления Петра I Шустовы уже были уважаемыми купцами, далеко не последними людьми в России. Демидовы, претендовавшие на право называться самой старой торговой династией России, намного отстали от Шустовых. Что интересно - купеческая деятельность Шустовых практически не прерывалась - до самого 1917 года (те же Демидовы просто оставили коммерцию, охладев к производственным и торговым сложностям и увлекшись легкой светской жизнью).
Документы, относящиеся к началу XVIII века утверждают, что жили Шустовы в Москве и занимались соляной торговлей - делом выгодным и почетным. Были у Шустовых собственные соляные месторождения, но не брезговали они и разработками государственных, арендуя их на длительные сроки.
Когда Петр I начал Северную войну, Шустовых, как и других купцов, обложили налогами на нужды армии и флота по самую маковку. Но если многие торговые люди стонали, увиливали всяческим образом от подобного налогообложения, Шустовы платили исправно - а ведь отдавать приходилось около половины всех доходов! Но - отдавали, более того, дополнительно жертвовали на армию, занимались организацией за свой счет госпиталей для раненых. Эта политика дала свои плоды: Шустовы, на зависть остальным купцам, получили заказ на поставку соли и продовольствия для армии и флота, а в список продовольствия входило и вино, и водка. За счет этого хлебного заказа Шустовы не просто вернули свои затраты, но остались с солидной прибылью.
Но к началу XIX века ситуация изменилась. Выгодные подряды, сыпавшиеся на Шустовых во времена Петра I, закончились, новых взять не получилось, и торговля постепенно захирела. Леонтий Архипович Шустов числился уже неторгующим купцом третьей гильдии - ужасающее падение! - да еще и вынужден был работать дьячком прихода церкви Николы в Кошелях. Правда, Леонтий Архипович не очень-то жаловался на жизнь. Был он любителем выпить, а еще больше любил сам изобретать различные настоечки да наливочки - считал, что в кабаках не то качество. Может, за долготерпение, а, может, за смиренность, но супруга Леонтия Архиповича, Анисья, одарила его сыном - «молодому» отцу к тому времени было почти 60 лет. Нарекли младенца Николаем - в честь Николая Чудотворца, как оказалось - почти что пророчески. Он действительно ухитрился сотворить чудеса, подняв из небытия захиревший совсем род. Так неожиданно дьячок и неторгующий купец стал основателем знаменитой династии.
Николай Леонтьевич Шустов сначала жил спокойно и размеренно - подобно отцу, вот разве что на горячительные напитки смотрел с равнодушием. В двадцать лет женился по любви, и Аграфена подарила ему аж четырех дочерей. Николай Леонтьевич разочарования ни разу не выказал, продолжал все ту же степенную жизнь. Но когда родился мальчик, которого также назвали Николаем (и так же пророчески), Николай Леонтьевич решил заняться бизнесом. Он в 1863 году основал компанию «Н. Шустовъ и сыновья». Сын, правда, к тому моменту был только один, но Аграфена не подвела, и вскоре Николай Леонтьевич был счастливым отцом четырех дочерей и пятерых сыновей.
Соляной бизнес и торговля продовольствием Николая Леонтьевича не манили, к тому же, все бизнес-ниши этого плана уже были заняты, и отовсюду сердито скалились конкуренты. Здраво рассудив, что Россия - страна пьющая, Николай Леонтьевич решил делать водку. Правда, только в Москве было около 300 производителей этого востребованного продукта, но Николай Леонтьевич пошел на риск. Купил по дешевке кузню на Маросейке, да и поставил там перегонный чан и прочее оборудование. Деньги, правда, на этом практически закончились, но Николай Леонтьевич не унывал. У него был за пазухой козырь - сейчас бы это назвали маркетингом. Был и еще один козырь в рукаве - рецепты горячительных напитков, подаренных единственному наследнику Леонтием Архиповичем. Авторские рецепты, изобретенные на досуге неторгующим купцом третьей гильдии с единственной целью - побаловать себя хорошим напитком. Вот эти-то козыри и стали фундаментом, на котором начало возводиться здание «питейной империи» Шустовых.
Николай Леонтьевич все просчитал, учел и 300 конкурентов. Результатом маркетологического исследования стала широкомасштабная рекламная кампания. Построена она была по классическим принципам партизанского маркетинга - хоть сейчас в учебник. В трактир заходил молодой человек не слишком трезвой наружности и требовал у полового бутылку шустовской водки. Половой, естественно, отвечал, что о таковой водке не слыхивал и тут же предлагал замену. В ответ молодой человек начинал ругаться, бить полового, в дело обычно включались другие посетители трактира - тоже не блещущие трезвостью, все заканчивалось масштабной кабацкой дракой, с битьем «морды лица» и столешниц , визитом городового и препровождением нарушителя трактирного спокойствия в околоток. На все вопросы о том, что явилось причиной подобного буйства, молодой человек упрямо отвечал, что вывеска трактира его обманула. Дескать, на вывеске утверждалось, что это - лучшее заведение города. Однако, лучшее заведение обязано иметь шустовскую водку, которая, как известно, является лучшей водкой в мире. А раз этой водки не было - вывеска лжива, а недобросовестная реклама должна караться. После того, как все это высказывалось, а на молодого человека налагался штраф, являлся приказчик торгового дома «Шустовъ и сыновья», который оплачивал штрафные счета и забирал молодого человека на поруки.
После того, как волна этакой лихой рекламной кампании прокатилась по Москве, все трактирщики сломя голову (чтобы вновь не сломали мебель) бросились закупать шустовскую водку. А так как продукт был действительно очень качественный, довольны остались все: и сам Шустов, и трактирщики, и посетители трактиров, и даже студенты, которые являлись участниками рекламной кампании - они подебоширили в свое удовольствие (правда, суммы дебоша Шустов им ограничивал десятью рублями, но не зря ведь говорят, что нахаляву и хлорка - творожок).
В 1880 году московский завод Шустовых уже размещался на Большой Садовой (дом напротив церкви Святого Ермолая, Пресненской части). Были и собственные склады, и магазины, а производство шло полным ходом.
Но Николай Леонтьевич был чувствителен необычайно, и постепенно начал сворачивать водочное производство, переходя на наливочки и настоечки - благо рецептов молитвами Леонтия Архиповича хватало. Тогда и родились знаменитые напитки, славящиеся по сей день: «Зубровка» «Рижский бальзам», «Рябиновка», «Английская горькая», «Спотыкач» и многие, многие другие. До сих пор все это выпускается по тем рецептам и технологиям, которые запатентовал более века назад Николай Леонтьевич Шустов.
А какую рекламу Николай Леонтьевич делал для своих настоек! Современным специалистам неплохо бы поучиться: «Несравненная рябиновая! ВЫ ЗНАЕТЕ, конечно, что рябиновая настойка - излюбленный напитокъ русской публики. ИМЕЙТЕ ВЪ ВИДУ, что колоссальный успехъ и повсеместное распространенi еея обязаны помимо вкусовыхъ качествъ превосходному действiю на желудокъ рябины, ускоряющей пищеварительныя процессы. ЗАПОМНИТЕ, что Несравненная рябиновая Шустова есть въ настоящiй моментъ последнее слово водочнаго производства. Она незаменима по вкусу и качеству. НЕ ЗАБУДЬТЕ ЖЕ 6 рюмокъ Несравненной рябиновой Шустова при каждомъ завтраке, обеде и ужине: Вы получите одновременно и удовольствiе, и пользу».