ГлавнаяПерсоналииИсторияШустовы: питейные короли - Расцвет и падение
А как учил сыновей! Современные мастер-классы просто отдыхают: «Покупатель нам не друг, - говорил Николай Леонтьевич, - он нам слуга и хозяин. Как слугу мы должны научить его покупать то, что выгодно нам, а как хозяина должны научить требовать в магазинах, чтобы им продали то, что нам выгодно. Поэтому лучшей рекламой будет написать не “спрашивайте в магазинах наливки Шустова”, а “требуйте везде шустовские наливки”».
Эту формулу уничтожил только дефицит на все и вся, распространившийся во времена «развитого социализма» - требовать что-либо было невозможно по причине глобального отсутствия.
Когда же производство наливок и настоек было уже на полном ходу, а покупатели действительно требовали шустовскую продукцию, была введена государственная монополия на производство водки. Водочные компании взвыли, а Николай Леонтьевич лишь потирал сухощавые ладошки.
В 1896 году торговый дом «Шустовъ и сыновья» был преобразован в паевое товарищество «Н.Л.Шустовъ съ Сыновьями», причем капитал составил аж миллион. Во главе товарищества встал Николай Николаевич Шустов - старший сын Николая Леонтьевича.
В 1899 году Николай Николаевич приобрел за смешную сумму в 50000 рублей заложенный коньячный заводик - винокурню в Армении, построенную в Эриваньской крепости. Младшего из братьев - Василия Николаевича - отправили во Францию заниматься настоящим промышленным шпионажем. Оттуда младший Шустов привез рецептуру и технологические карты производства французских коньяков.
В 1900 году Николай Николаевич уже отправил образцы шустовского коньяка на парижскую выставку. Анонимно. Ведь коньяком считался только напиток, произведенный в провинции Коньяк – далековато от солнечной Армении. Тем не менее, жюри дружно присудило Гран-при анонимному виноделу. Когда узнали, что анонимный коньяк – и не коньяк вовсе, в соответствии с правилами это бренди, то выход был найден моментально: Шустову разрешили писать на своих бутылках «cognac» - единственный, уникальный случай в коньячном производстве.
Чтобы продвинуть коньяк на рынок, Николай Николаевич воспользовался папиными наработками (вообще в этой семье четко прослеживается преемственность традиций и уважение к старшим). По всей Европе ездили молодые люди из хороших семей (на этот раз студенты не годились, ведь продвигался элитный продукт), заходили в шикарные рестораны и требовали шустовский коньяк. Чаще всего молодые люди были в сопровождении барышень или дам весьма аристократического вида. Сомелье объяснял, что такого коньяка в наличии не имеется. Дама морщила носик, кавалер отчитывал сомелье, объясняя, что любое приличное заведение просто обязано иметь у себя шустовский коньяк, после чего пара гордо удалялась. Владельцы ресторана недалеко ушли от владельцев трактиров - в очень скором времени они оказались в очереди под дверью товарищества Шустова.
А какие рекламные ходы Николай Николаевич изобретал уже самостоятельно! Сразу видно наследника Николая Леонтьевича.
...Я стою, как равный, пред тобою,
И, высоко голову подняв,
Говорю пред небом и землею:
- Обвинитель строгий! Ты не прав!
Чтобы жить беспечно и красиво,
Чтобы ключ здоровья не иссяк, -
Нужно пнть не Мюнхенское пиво,
А прелестный Шустовский коньяк.
«Папа, не можешь ли ты мне указать примеры закона инерции?
- Лучший пример в этом случае шустовский коньяк. Если, положим, ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей уже дело устанавливается само собою по инерции».
Затем товарищество стало Поставщиком двора Его Императорского Величества (в 1912 году) - Николай II по достоинству оценил шустовский коньяк. Ну а затем грянула Первая мировая война. Это подкосило деятельность коньячных королей - ведь внутренний рынок уже не мог обеспечить спрос, а внешний был практически недоступен. Когда вспыхнула вся Европа, стало как-то не до элитного коньяка. Дела товарищества пошатнулись. Революции 1917 года довершили дело. Коньячные заводы были национализированы - специальным декретом большевистского правительства, и последним ходом братьев Шустовых была переработка неприкосновенного запаса коньячных спиртов более чем столетней выдержки - чтобы вернуть хоть какие-то деньги. Только Николай Николаевич Шустов не увидел этого кошмара, он умер 19 января 1917 года.
Братья Шустовы не уехали за границу. Сергей Николаевич Шустов работал в Центросоюзе, Павел Николаевич Шустов в 1927 году выпустил книгу «Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды». Потомков Шустовых в России множество. Одним из них был великолепный советский актер Зиновий Яковлевич Гердт.
Но конец товарищества «Н.Л.Шустовъ съ Сыновьями» не означал конец шустовского коньяка. Правда, сейчас он называется «Армянским» - но это все те же рецепты и технологии. Уинстон Черчилль, большой поклонник армянского коньяка, заказывал в год по 400 бутылок, причем 365 предназначалось лично ему, а остальное - для гостей. Для британского премьера коньяк производили из спиртов еще шустовской закладки. Заказывая коньяк, Черчилль всегда писал прислать ему «шустовского коньяку», а в сопроводительных документах всегда было написано: «армянский, бывший шустовский».
София ВАРГАН