Триумфальное шествие армейского джипа под названием «Хамви» началось с конца семидесятых годов, когда компания «AM General», отделение компании «General Motors» представила на тендер армии США модель HMMWV M998, по всем параметрам не имевшую равных в сфере военной колесной техники. После войны в Персидском заливе военный «Хаммер» стремительно приобрел популярность в других сферах человеческой деятельности: его взяли на вооружение спасатели, охотники, путешественники, исследователи и любители экстремальных видов спорта. Этот универсальный вездеход, по-своему элегантный в своей брутальной мощи, уже тридцать лет считается статусным атрибутом настоящих мужчин и воплощением романтики рискованных приключений.
Скромное обаяние «солдата удачи»
Развитие стиля «милитари», вероятно, продиктованное подсознательным человеческим желанием чувствовать себя максимально защищенным в нестабильном и продолжающем воевать мире, давно уже сделало «Хаммер» не просто популярной машиной, а символом определенного образа жизни, характера, культовым атрибутом. В «мужских играх» довольно много таких вещей-символов – мотоцикл Harley-Davidson, куртка «Пилот», зажигалка Zippo.
Как правило, это машины, одежда и аксессуары, выполненные из дорогих и высококачественных материалов, чрезвычайно практичные, имеющие свою романтическую историю и поэтому очень дорогие. Гражданская версия военного вездехода «Хаммер» - тоже вещь довольно дорогая и определяющая высокий статус ее владельца, однако высшим шиком является иметь настоящий военный HMMWV, адаптированный для мирного использования.
Армейский внедорожник с рамной конструкцией имеет шесть различных инженерных решений кузова. Здесь присутствуют двухместные пикапы – стандартный VLC2 и XLC2, имеющий удлиненную кабину. Четырехместные пикапы могут иметь открытый верх, как HMCO и VLCO, и закрытый, как HMC4. Шестая модификация – четырехместный универсал HMCS. По внешнему виду машина довольно далека от привычного образа современного автомобиля: это, скорее, танк на колесах. Нереально огромный, угловатый и, в тоже время поражающий гармонией четких и правильных линий вездеход просто излучает несокрушимую мощь и победоносную надежность.
Коробка переключения передач делит салон на две части, стандартный двигатель объемом шесть с половиной литров и мощностью сто семьдесят лошадиных сил располагается спереди. «General Motors» предлагает для джипов «Hummer» бензиновый вариант мощностью сто девяносто «лошадок» и объемом 5.7 л., но его чаще используют в гражданских версиях или при сборке машины по индивидуальному заказу. Автомобиль оснащен четырехступенчатой автоматической коробкой передач и двухступенчатой – раздаточной. «Хаммер» имеет постоянный привод на все колеса, кондиционер и систему подкачки шин в движении, позволяющую менять в них давление воздуха в зависимости от дорожного покрытия. Его необычайную проходимость и устойчивость обеспечивают высокий дорожный просвет, низкий центр тяжести и широкая колея. Для городского жителя это кажется нереальным, но внедорожник преодолевает броды почти метровой глубины и подъемы в шестьдесят градусов.
Военная стать «Хаммера» воплощена в низком широком кузове, ровных вертикальных стеклах, резко выделяющих его внешне в ряду других джипов, почти полном отсутствии свесов и огромных тридцатисемидюймовых колесах. Интересно, что «солдат удачи» имеет стеклопластиковый капот. При необходимости машину можно сделать полностью открытой: двери снимаются за считанные секунды.
Для тех, кто не ищет легких путей
Салон HMMWV существенно отличается от гражданского «Хаммера» второго-третьего поколения своей спартанской обстановкой и только самым необходимым оборудованием, включающим держатели для автоматических винтовок. Есть и целый ряд непривычных для гражданского человека неудобств. Довольно много места в салоне занимает трансмиссионный тоннель, а в плане обзора водителю приходится довольствоваться левым зеркалом, потому что правое частично перекрывается кузовной стойкой.
Автомобиль славится маневренностью и чуткостью к управлению: на грунтовой дороге он легко уходит в занос при добавлении газа и при этом не дает крена. Потолок обшит мягким материалом, который защищает головы водителя и пассажиров от травм, если машину неожиданно подбросит на бездорожье. Ходовая часть у «Хамви» настолько мощная, что уверенно выдерживает приземления даже с большой высоты. Это позволяет преодолевать большие препятствия, не снижая скорости. В данном случае это не постановочные «киношные трюки», которые восхищают нас в современных блокбастерах, а самая настоящая реальность.
Наиболее сложные участки опытные хаммеровладельцы, поднаторевшие в трудных и длительных путешествиях, преодолевают на первой или второй передаче. Подлетая к очередному оврагу, они нажимают на тормоз (педаль отчетливо перфорирована, чтобы нога не соскользнула) и, заставляя монстра поочередно поднимать огромные колеса, преодолевают препятствия без лишнего риска. Но и это еще не все! HMMWV оснащен блокировкой межосевого дифференциала и понижающим рядом в трансмиссии. Это обеспечивает устойчивость и управляемость машины на самых скользких и непрочных дорожных покрытиях, бездорожье, а также в ситуациях, когда происходит диагональное вывешивание автомобиля.
Немаловажно и то, что все механизмы, локализованные в нижней части джипа, рама, подвески, элементы трансмиссии, глушитель, топливный бак - «утоплены» в кузов. Это делает днище абсолютно ровным, то есть машина при необходимости легко может ползти и вскарабкиваться на самые крутые склоны. «Хамви» хорошо идет по глубоким грузовым колеям, преодолевает любые поперечные препятствия, не превышающие высоту его бампера. Воздухозаборник у него установлен над капотом, поэтому вода не попадает в двигатель даже при переходе глубоких бродов.
Все свои уникальные качества этот стойкий и мужественный солдат может проявить только в экстремальных условиях. В городе и даже сельской местности он справляется с любыми трудностями без труда, водитель не использует и половины возможностей вездехода, поэтому его проходимость стала эталоном и предметом автомобильных мифов и легенд.
HMMWV уходит на пенсию?
Любому солдату и даже генералу рано или поздно приходит время отправляться на заслуженный отдых. Кому-то по выслуге лет, кому-то по возрасту, кому-то по состоянию здоровья, а бывает, что и по служебному несоответствию. Именно такое обвинение было выдвинуто командованием автобронетанковой техники и вооружения США военному вездеходу HMMWV по результатам последних боевых операций в Ираке и Афганистане.
Военные эксперты пришли к выводу, что этот автомобиль уже не соответствует новым боевым условиям и именно его устаревшие функциональные качества стали причиной больших потерь в Ираке. Дело в том, что боевой экипаж «Хамви» не имеет защиты от огня современных автоматов и гранатометов. По изначальным разработкам автомобиль не предназначался для ведения боевых действий у самой линии фронта и операций против повстанческих войск, он рассчитан только на защиту водителя и бойцов от осколков. В Ираке и Афганистане экипажи автомобилей в бою применяли самодельную броню из кевларовых листов, не дававшую должной защиты.
Кроме этого, командованием было принято решение как можно скорее приспособить военные джипы к вождению в темное время суток без включенных фар. Основная задача конструкторов - оснастить тактические машины фарами инфракрасной подсветки, использующейся в приборах ночного видения, чтобы их свет невозможно было обнаружить без специального оптического оборудования. Водитель должен иметь возможность управлять автомобилем с такими фарами на скорости от семидесяти до девяноста километров в час.
Для этих целей армия и корпус морской пехоты США ввели в действие конкурсную программу разработки единого легкого тактического транспорта (Joint Light Tactical Vehicle).
Ее результат, модель JLTV, призвана прийти на смену служившему тридцать лет верой и правдой военному «Хаммеру». С производителем военной техники, который выиграет тендер, будет заключен контракт на сумму около двадцати миллиардов долларов, а трем компаниям, вышедшим в финал конкурса, уже выделены премии, которые в сумме составили сто шестьдесят шесть миллионов.
Какая же судьба ждет старый добрый «Хамви»? Разумеется, все имеющиеся на вооружении армии США автомобили не будут списаны одномоментно. Как минимум, половине армии будет просто не на чем ездить. На первом этапе планируется заменить новыми моделями двести тысяч джипов HMMWV, которые уже выработали свой ресурс. Более новая рабочая техника будет совершенствоваться в направлении модернизации ее боевых, грузовых и ходовых качеств.
Скорее всего, полное обновление парка автомобильной техники США займет еще не одно десятилетие. А любителям и коллекционерам автомобильной техники следует ждать притока на вторичный рынок списанных, но еще вполне жизнеспособных «Хаммеров», которым в мирных условиях до свалки еще очень и очень далеко.