Улицы крупных российских городов давно познакомились с автомобилем марки Hummer. Агрессивный внедорожник, разрушивший все существующие стереотипы, не подпадающий ни под одну стандартную классификацию, покоряющий пространство и обстоятельства. Автомобиль с характером и репутацией.
Название этого автомобиля созвучно с другим английским словом – «Hammer», что означает «молоток». А еще, «Hammer-On» - один из простейших приемов игры на гитаре. Однако, несмотря на то, что можно усмотреть некоторые ассоциативные связи мощного внедорожника и с нехитрым, но действенным орудием труда, и с энергичной музыкой, ничего общего с этими словами он не имеет. Слово «Hummer» вообще ничего не означает. Оно произошло от аббревиатуры, обозначающей американский армейский вездеход HMMWV M998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), которая сокращенно читается как «Хамви».
История культового внедорожника
В 1979 году армия США объявила тендер на разработку нового джипа, который должен был по всем статьям превзойти имевшийся тогда на вооружении маленький CJ, известный широкому потребителю, благодаря его гражданской версии «Jeep Wrangler». Программа называлась HMMWV M998 (Hight-Mobility-Multirpose-Wheeled-Vehicle Model-998), что означало создание многоцелевого, максимально мобильного скоростного колесного транспортного средства. Наиболее серьезными претендентами на заказ от Пентагона стали три компании «General Dynamics», «Teledyne», и «AM General»(концерн «General Motors»), Фактически, «Хамви» родился в 1980 году в штате Невада: именно там «AM General» успешно испытала его пилотную версию. Результаты испытаний не оставили никаких шансов конкурентам, и через три года компания получила пятилетний контракт на производство пятидесяти пяти тысяч джипов HMMWV.
Автомобиль стал официальным армейским вездеходом в 1981 году. Он успешно выполнял свои функции, но всемирно известным лидером среди джипов стал лишь спустя десятилетие, после войны в Персидском заливе. После того, как репортажи об операции «Буря в пустыне», равноправным героем которых был «HMMWV», появились на телеканалах всех стран мира, AM General стала получать заказы на этот джип от частных лиц – наиболее влиятельных и богатых людей мира. Это натолкнуло руководство компании на разработку гражданского варианта нового внедорожника, и в 1992 году стартовал проект его производства и продажи всем желающим. Так появился отдельный бренд «Hummer» и его первая модель: «H1».
Этот автомобиль стал родоначальником новой, уникальной породы внедорожников. Пусть у него была относительно небольшой максимальная скорость, 105 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 19,5 секунды. Зато Хаммер давал водителю невероятную уверенность в силе и проходимости, которой не мог похвастаться ни один другой автомобиль. Оснащали первый Хаммер V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем объемом 6,5 литра мощностью 170 л.с. Сочетание ресурса в 1 миллион километров и нержавеющего кузова делало машину уникальной.
Следующая модификация Хаммера получила порядковую маркировку Н2. Эта модель обрела довольно-таки смелый внешний вид, более роскошный салон, оставив неизменными возможности проходимости. Было объявлено, что Н2 - это совершенный баланс между комфортом на дороге и свободой уйти за ее пределы в любое время.
Сердцем Хаммера стал новый двигатель Vortec 6000 V8, развивающий мощность 325 л.с. при 5200 об/мин, с крутящим моментом 564 Н.м при 4000 об/мин. Реализован выбор режима работы раздаточной коробки, в зависимости от того, какое именно покрытие находится в данный момент под колесами. На автобане система придаст динамику для лучшего разгона; по бездорожью пригодится возможность дозированной подачи топлива.
Hummer Н2 усилен во всех узлах, пригоден для эксплуатации в самых сложных климатических и дорожных условиях. Его отличает полностью сварная рама лестничного типа, трехмодульная, благодаря которой практически отсутствует вибрация кузова.
В конце 2004 года появился долгожданный Hummer H3. Несмотря на общую узнаваемость и фирменный армейский колорит, новинка сделала еще один шаг в сторону стандартных автомобилей, что подтверждают более скромные размеры по сравнению с Н2 и типичный для легковушек дизайн салона. Основой Н3 стало модернизированное шасси Chevrolet Colorado и GMC Canyon: лонжеронная рама, торсионная передняя подвеска и зависимая рессорная задняя, полноприводная трансмиссия с подключаемым передним мостом, понижающей передачей и самоблокирующимся задним дифференциалом.
Hummer H3 оборудован двигателем Vortec объемом 3,7 литра, 5-цилиндровым, с многоточечным впрыском MFI. Мощность 242 «лошади» при 5600 об/мин. 5-ступенчатая МКПП, с функцией овердрайва. Силовым агрегатом выступает 2-ступенчатая раздаточная коробка, обеспечивающая режим постоянного полного привода, с передаточным числом понижающей передачи, равным 4 и кнопочным управлением. Противобуксовочная система (TCS) с дифференциалом, полностью блокирующимся, заднего моста, с электронным управлением, с возможностью выбора режима работы. Дисковые тормозные механизмы для всех 4 колес, 4-канальная антиблокировочная тормозная система (ABS) с отдельным алгоритмом для режима 4Lo.
Максимальная скорость Hummer H3 - 180 км/ч. Время разгона до 100 км/ч - 10 секунд.
Hummer – генерал среди джипов
Довольно высокая цена сразу определила его позиционирование как элитного джипа. В зависимости от комплектации, «Хаммер» стоил в 1992 году на американском рынке от семидесяти до восьмидесяти пяти тысяч долларов. Сегодня это самый большой внедорожник в мире. Всего существует шесть модификаций, которые отличаются только типом кузова. Модельный ряд включает «Open Top» - двухместный пикап с большим грузовым отсеком, «4-doors Open Top» - четырехместный пикап, имеющий мягкий верх, «4-doors Hard Top» - то же самое, но с жестким верхом и «Wagon» - универсал с полностью закрытым алюминиевым кузовом. Восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель, не имеющий равных ресурс в один миллион километров и нержавеющий кузов делают «Hummer» почти что вечным. Ежегодный объем продаж бренда до 2008 года составлял не менее двух тысяч экземпляров, однако с началом кризиса ситуация изменилась, и спрос на продукцию «Хаммер» стал падать. «General Motors» приняла решение о продаже марки и даже подписала предварительное соглашение с китайской компанией Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co, изъявившей желание приобрести этот культовый бренд. Тем не менее, сделка не состоялась. По официальной версии, договоренности не были выполнены по вине китайских государственных органов.
Двадцать четвертого февраля 2010 года корпорация «General Motors» объявила о ликвидации подразделения «Hummer», а ровно через три месяца, двадцать четвертого мая в штате Луизиана, городе Шривпорт сошел с конвейера последний внедорожник марки «Хаммер». Так закончилась славная история великого бренда, ставшего, фактически, мифом и воплощением жизни настоящего мужчины. Символом жизни, преисполненной войны и любви, символом победительной силы и безуспешного поиска вечной гармонии, символом бунтарства, свойственного юности. В 2010 году бренду исполнилось восемнадцать лет.
Ремонт Hummer: доверяйте только профессионалам
Хотя автомобили «Хаммер» специально разрабатывались для езды в экстремальных условиях и по праву считаются самыми большими и надежными джипами, они, как любые другие механизмы, нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Кроме того, в процессе эксплуатации случаются дорожно-транспортные происшествия, в результате которых даже джипы получают серьезные повреждения. Со временем некоторые узлы и детали изнашиваются и выходят из строя. В таких случаях ремонт следует осуществлять в профессиональных автосервисах, ориентированных именно на американские автомобили, и, по возможности, конкретно на «Hummer». В Интернете можно по поиску найти списки станций технического обслуживания, специализирующихся на ремонте «хаммеров», а на некоторых сайтах даже увидеть их рейтинги.
Дорогой автомобиль можно доверять только высококвалифицированным специалистам, имеющим опыт в проведении как диагностических, так и ремонтных работ. На станциях техобслуживания, профессионально занимающихся ремонтом «хаммеров», диагностика электронных систем автомобиля проводится специальным сканером TECH-2, который рекомендован к применению заводом-изготовителем. Кроме того, дилерские автосервисы всегда располагают большим ассортиментом запчастей, а в случае необходимости в кратчайшие сроки могут получить их из США.
Ремонт внедорожника рекомендуется начинать с полной диагностики, даже если неисправность кажется очевидной: причинами некоторых поломок являются неисправности электронного блока двигателя, а без диагностики сканером их выявить нереально. Все запасные детали, применяемые при ремонте, должны быть либо оригинальными, либо являться их сертифицированными аналогами.
К сожалению, восточно-европейский рынок автозапчастей демонстрирует следующий парадокс: при наличии богатого ассортимента сертифицированного товара не менее половины автомобилистов все же рискуют приобретать контрафактную продукцию. Учитывая то, что джипы эксплуатируются в экстремальных условиях, очень важно относиться с максимумом внимания к их исправности, качеству ремонта и деталей, поскольку в критической ситуации от этого может зависеть жизнь.