Двадцатое столетие ознаменовалось множеством открытий, потрясений и преобразований. Помимо философско-политических идей, немало этому способствовал и научно-технический прогресс. Действительно: прошлый век разительно отличался от предыдущих столетий, ведь именно в ХХ-м веке на улицах городов всего мира стали исчезать запряженные лошадьми экипажи, а им на смену пришел автомобиль, который, в первую очередь, вытеснил кучера с каретой из царских дворцов.
Автомобили стали популярны при дворе многих монархов. Однако, хотя для парадных выездов всё чаще августейшие особы и предпочитали карете автомобиль, всё же идея использования автомобиля в официальных церемониях принадлежала президентам США. В 1905 году президент Теодор Рузвельт впервые принимал парад на автомобиле. А с момента инаугурации президента Уоррена Гардинга, которая происходила с участием автомобиля «Packard Twin-6» именно эта марка стала приоритетной среди американских президентов. Однако с 1939 года, после того, как Франклин Рузвельт заказал первый «Lincoln» модели 413В, в Белом Доме стали отдавать предпочтение автомобилям этой марки. На «линкольнах» американские президенты ездили вплоть до 60-х годов. Позже, симпатии Белого Дома перехватил «Cadillac». На «Кадиллаке» ездил Рональд Рейган. И хотя, затем, Джордж Буш старший пересел на «Lincoln», Билл Клинтон вновь водворил в Белый Дом «Кадиллаки» и под конец своего правления заказал новейший пульман-лимузин «Cadillac DeVille», на котором впоследствии ездил Джордж Буш младший.
В Советской России первые автомобили вождей были экспроприированы из гаража последнего русского императора Николая II. Вождь мирового пролетариата, товарищ Ленин ездил на императорском «Рено-40», а позже, в 1921 году, они с товарищем Троцким пересели на специально заказанные из Британии автомобили «Rolls-Royce». Всего было куплено тогда четыре «Роллс-ройса», при этом большевички поставили англичанам условие: никаких фирменных знаков на автомобиле. В роде как не английская машина. Вот они, истоки двойной морали!
Товарищ Сталин, поначалу ездил на «Vauxhall» 1914 года выпуска, из царского гаража. Позже, американский президент Ф. Рузвельт подарил Сталину «Packard Twelve» белого цвета. Это был бронированный автомобиль, весом около 7 тонн и развивавший скорость до 140 км/ч. Неизвестно, сдирал ли товарищ Сталин с этого подарка американские эмблемы, но известно, что автомобиль был перекрашен из белого в черный цвет. Заботливый отец всех народов не оставил без колес и шайку высокопоставленных чиновников. Для этих тружеников на Заводе имени Сталина (ЗИС) уже к 1945 году был построен автомобиль ЗИС-110, который являлся копией «Packard-180» (до этого они ездили на ЗИС-101, скопированный с американского «Buick-61»).
Коллега и союзник коммунистов, Адольф Гитлер, ставший после «вероломного» нападения для них злодеем и негодяем, тоже питал страсть к автомобилям. Его пристрастием были кабриолеты «Mercedes», один из которых, роскошный «Mercedes 630», он конфисковал у германского президента. Кстати именно фюрер, обещавший в каждую семью народный автомобиль (то есть Volkswagen), обратил внимание на талантливого конструктора Фердинанда Порше. Согласно преданию «бывший художник» при встрече с Порше набросал на клочке бумаги эскиз будущего, ставшего легендой, «жука».
В 60-х годах прошлого века в СССР был развенчан культ личности Сталина. Заключалось это событие в том, что завод «ЗИС» стал называться «ЗИЛ». Сменивший в своем названии букву «С» на букву «Л» завод остался верен традициям: и любимым автомобилем Никиты Хрущева стал ЗИЛ-111Г, который был скопирован отчасти с «Кадиллаков» отчасти с «Крайслеров» начала 60-х годов, причем из самых престижных модификаций. Примерно в те же годы, в стране появился ГАЗ-13 «Чайка», являвшийся копией «Packard Carlbian» модели 1956 года. На «Чайках» ездили в основном министры.
Генсек Л.И.Брежнев был страстным металлистом во всех отношениях. Помимо коллекции орденов на своем пиджаке, у него была еще и коллекция автомобилей, количество которых составляло 68 штук! Практически в каждой зарубежной поездке, зная страсть советского вождя к металлическим штуковинам, иностранные коллеги преподносили ему в качестве подарка очередной автомобиль представительского класса, чем несказанно радовали генсека и получали в награду от него традиционный брежневский поцелуй. Так, например, президент США Ричард Никсон, который, кстати, ввел традицию, по которой американские президенты всегда возят с собой свой автомобиль, подарил товарищу Брежневу «Lincoln Continental Mk III» ручной сборки, с велюровым салоном и табличкой содержащей памятную гравировку.
На всех этих «Cadillac», «Mercedes», «Nissan», «Maserati» вождь лихо носился по Москве, и старожилы еще помнят те «славные брежневские времена», когда он их по очереди демонстрировал на Ленинградском проспекте, заблокировав движение на несколько часов. Приблизительно в те же годы, вместо красивых, витиевато-звучащих импортных названий, правительственные автомобили в народе стали непочтительно называть «членовозами».
Типичным «членовозом» являлся ЗИЛ-41042 «Скорпион», на котором докатывали свои последние деньки товарищи Андропов, а потом, и Черненко. Считается, что этот автомобиль являлся оригинальной советской разработкой. При массе 3335 кг, «Скорпион» развивал скорость 200 км/ч. И когда на смену, как-то скоропостижно канувших в прошлое стариканов, пришел молодой и энергичный Михаил Сергеевич «Горби» Горбачев, то ему подали практически такой же «членовоз». Горбачевский ЗИЛ-41047 отличался большим весом – более 6 тонн. Причиной тому была броня толщиной 7 см, которая надежно защищала вначале Михал Сергеича, а потом и Бориса Ельцина, который заменил в этом автомобиле Горбачева после развала СССР.
Однако архаичный «зилок» был явно не к лицу лидеру «новой России». И потому Борис Николаевич вскоре пересел на «Mercedes-Benz S 600 Guard Pullman» 140-й модели, да еще и ко всему прочему, взял моду таскать его с собой в зарубежных поездках, что явилось уж совсем неприкрытой американщиной.
Владимир Бурылин