Автомобили бывают разными: дорогими и дешевыми, качественными и не очень, престижными и стандартными. Особый вид современных автомобилей составляют машины, разработанные и собранные на заказ, под конкретного клиента, с учетом его индивидуальных особенностей и пожеланий. Но даже среди этой привилегированной разновидности автомобилей существует особый автомобиль, имеющий особое значение, несмотря на несколько забавное неофициальное название - папамобиль.
Не роскошь, а средство передвижения
Речь идет об автомобиле, на котором передвигается глава Католической церкви, папа римский. Разумеется, этот титул является переходящим, его получает каждый новый автомобиль, который выбирает в качестве своего средства передвижения понтифик. Изменения же в гараже папы происходят регулярно - в расчет берутся соображения качества, надежности, удобства перемещения и во главе угла находятся требования безопасности. При этом Католическая церковь несет расходы лишь по содержанию автомобилей, ведь традиционно сложилось так, что все находящиеся в распоряжении папы римского автомобили являются подарками со стороны автопроизводителей.
Формально первым папомобилем (кстати, это название впервые стало распространенным во времена понтификата Иоанна Павла II, несмотря на то, что сам папа просил СМИ его не использовать) имеет все основания считаться лимузин Itala 20\30. Этот автомобиль был преподнесен в подарок папе римскому Пию X в 1909 году архиепископом Нью-Йоркским кардиналом Фарленом. Однако в реальности один из наиболее роскошных автомобилей своего времени остался без дела - Пий X ограничился поездкой в несколько сотен метров по саду Ватикана, после чего автомобиль безвылазно пылился в подсобных помещениях. Причины этого: во-первых, сам Пий X предпочитал не пользоваться автомобилями, во-вторых, в те времена папа римский не мог выходить за пределы Ватикана, что ликвидировало саму потребность в автомобилях.
Лед, что называется, тронулся лишь в 1929 году, когда Ватикан подписал с фашистским итальянским государством соглашение, по которому все жители города-государства и принадлежащие ему транспортные средства могли свободно передвигаться по территории Италии. Теперь уже автомобильная эра добралась и до Святого Престола - с 1929 года папский гараж стал активно пополняться, первоначально были итальянские автомобили. В 1930 году первым по-настоящему знаменитым папамобилем стал подаренный французскими промышленниками автомобиль Citroеn C6E Lictoria V6. В дальнейшем же основную борьбу за право стать папомобилем вели эксклюзивные модели от Mercedes-Benz и различных американских производителей. В семидесятые годы на волне некоторых преобразований в сторону более демократичного стиля папы была предпринята попытка использования продукции Toyota, но она не прижилась. Впрочем, именно с японских автомобилей закрепилось обыкновение выбирать в качестве средства передвижения папы внедорожники - достаточно просторные и обеспечивающие удобную езду на небольшой скорости среди огромных толп приветствующего папу народа.
Разве могли немцы остаться в стороне?
Новая эпоха в истории папамобилей началась 13 мая 1981 года. В этот день Иоанн Павел II, общавшийся с огромным числом верующих на площади Святого Петра в Ватикане, был ранен религиозным фанатиком. Понтифик находился в белоснежном кабриолете Fiat Campagnola и был легкой мишенью для покушения. После этого события все последующие модели автомобилей, служивших для перемещения папы римского, были снабжены специальной возвышающейся над кузовом кабиной из прозрачного, но бронированного стекла. В этой кабине папа мог сидеть или даже стоять и быть хорошо заметным даже для находящихся относительно далеко от места проезда кортежа людей. Сначала подобные модели предлагали Land Rover и Range Rover, однако немецкие производители из Mercedes-Benz, традиционные поставщики папамобилей, быстро сориентировались и скоро предложили собственную аналогичную модель на базе танка среди автомобилей, внедорожника G-класса. Собственно, на «мерседесах» Иоанн Павел II и проездил все оставшееся время своего служения.
Было бы удивительным, если бы немецкие автопроизводители в целом и сотрудники компании Mercedes-Benz остались бы в стороне от папского гаража, когда в 2005 году на Святой Престол под именем Бенедикта XVI вступил их соотечественник, бывший кардинал Ратцингер. Прежде всего, Его Святейшество изначально заявил, что автомобильные вкусы его предшественника его полностью устраивают и никаких решительных изменений в ватиканском автопарке не предвидится. Впрочем, это не помешало практически всем крупным немецким производителям автомобилей устроить настоящую гонку за привилегию стать автором нового папамобиля. Им опять стал представитель славного семейства «мерседесов»: на это раз это Mercedes-Benz G500 с двигателем мощность в почти триста лошадиных сил и с уже привычными повышенными мерами защиты и безопасности. Его стоимость, по оценкам экспертов, составляет примерно полтора миллиона долларов. Однако в конце 2010 года Бенедикт XVI заявил, что в скором времени планирует пересесть на электромобиль, чтобы, с одной стороны, подать пример заботливого отношения к окружающей среде, с другой, отойти от становящихся слишком роскошными и дорогими моделей папамобилей.
Александр Бабицкий