Америка - это страна автомобилей. Так сложилось исторически и ничего с этим не поделаешь - нет другой такой нации, у которой были бы настолько глубокие и разнообразные автомобильные традиции. В США вся жизнь человека связана с автомобилями и в жизни целых поколений автомобили играют значительную роль. По этой причине количество ретро-автомобилей, имеющих своей родиной Соединенные Штаты, просто огромно. Равно как и поражает воображение разнообразие всевозможных автомобильных брендов.
Знакомые незнакомцы
Традиционно почти все обзоры американских автомобилей начинаются с продукции компании Ford - так что нужно вспомнить один из наиболее знаменитых автомобилей в истории, Ford Model A. Эта модель, приобретшая репутацию народного автомобиля, начала выпускаться в конце 1927 года и сходила с конвейера вплоть до 1931 года - за это время было выпущено примерно 8 миллионов 850 тысяч машин, более чем по миллиону в год. По тем временам это были потрясающие воображение цифры. К тому же Ford Model A, обладавший двигателем мощностью в сорок лошадиных сил, был весьма доступен - его нижняя ценовая граница находилась около четырехсот долларов.
Другой американский автопроизводитель, компания Studebaker, в России известен почти исключительно благодаря военным грузовикам, поставлявшимся в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Однако Studebaker имеет огромную историю выпуска самых различных автомобилей: например, в 1910-1912 годах выпускался приобретший известность автомобиль Flanders 20, стоивший около 800 долларов и оснащенный двигателем мощностью в двадцать одну лошадиную силу, который позволял разгоняться до шестидесяти километров в час.
Более известна другая марка, Buick, которая тоже вошла в автомобильную историю США в самом начале прошлого столетия. И уже тогда это был бренд, ориентированный на состоятельных покупателей, но при этом в тех ценовых условиях это был скорее средний рыночный сегмент: так, модели Buick B54 и Buick B55, датируемые 1914 годом, стоили почти по 2000 долларов каждая. Будучи практически идентичными по своим техническим характеристикам, имея абсолютно одинаковые двигатели мощностью 48 «лошадей», эти отличающиеся лишь типом кузова автомобили были рассчитаны на пресловутый средний класс.
Cadillac - прообраз современного автомобиля
Вот какой американский автомобильный бренд с самого начала был рассчитан на богатых покупателей и позиционировался как производитель привилегированных машин, так это Cadillac. Cadillac, кстати, знаменит не только дороговизной своих автомобилей, но и многими новаторскими техническими решениями, которые во многом изменили мировую автомобильную промышленность. Так, с 1929 года начался выпуск первого серийного автомобиля с двигателем в шестнадцать цилиндров. Этот чудо-агрегат был установлен на модели Cadillac 452-D Series 90 и имел мощность в 165 лошадиных сил. Даже первоначальный вариант этого двигателя удивлял специалистов и любителей плавностью работы, которая достигалась при высоком показателе крутящего момента. Когда же в 1938 году двигатель был усовершенствован, то есть стал меньше по размерам и легче по весу, автомобиль и вовсе приобрел фактически идеальный вид и содержание.
Впрочем, идти на такой эксперимент Cadillac понадобилось исключительно для того, чтобы выдавить с рынка дорогих престижных автомобилей своего традиционного конкурента в этой нише, Packard. И это удалось, после чего усовершенствованная модель Cadillac 452-D Series 90 была благополучно снята с производства спустя всего три года. Всего было выпущено 508 автомобилей новой модификации - больше производить эффектную, но дорогостоящую игрушку было нецелесообразно.
К тому же уже вовсю шла разработка новой модели, на которую инженеры делали особую ставку - Cadillac Series 60 Special 1940. И эта ставка полностью оправдалась - потому что, по признанию экспертов и историков развития автомобилей, именно Cadillac Series 60 Special 1940 стал первой серийной моделью машины современного типа, которые активно стали покорять мир уже после Второй Мировой войны. До какого-то прорыва в плане технологий было далеко, а вот в отношении дизайна автомобилей именно Cadillac и именно с этой моделью стал законодателем моды для целой эпохи. Кузов стал ниже почти на десять сантиметров по сравнению с традиционными высокими автокузовами предыдущих десятилетий, сзади появился акцентировано выраженное багажное отделение, настолько характерное и привычное в современных автомобилях. Кроме того, рычаг переключения передач был помещен на рулевую колонку, а решетка радиатора была выполнена в виде горизонтального расположения ребер, плавно перетекавших в капот. Устранение обычных до того времени подножек по бокам кузова и применение хромированных оконных рамок окончательно дополнило картину и по справедливости сделало Cadillac Series 60 Special 1940 прародителем всех выпускаемых со второй половины сороковых годов и по настоящее время автомобилей.
Александр Бабицкий