Лидерство США на международном автомобильном рынке под угрозой: все большее внимание эксперты уделяют производителям автомобилей из Китая. Всего несколько лет назад, когда режим коммунизма в Китае достиг своего расцвета, основным средством передвижения для жителей страны служил велосипед. Сегодня улицы китайских мегаполисов заполнены автомобилями – хотя менее чем 3% населения Китая, составляющего 1,3 миллиарда человек, владеет собственным автомобилем.
Китайский автомобильный рынок растет стремительными темпами. Всего 20 лет назад крупнейшие производители автомобилей в Китае выпускали в общей сложности 30 тысяч пассажирских автомобилей в год. В 2009 году этот показатель составил уже 8,3 миллиона автомобилей, а суммарный объем продаж автомобилей в Китае достиг 12,6 миллиона. Таким образом, Китай на сегодняшний день с полным правом может претендовать на звание крупнейшего автомобильного рынка мира. Более того, рост автомобильного рынка Китая не замедлится и в ближайшем будущем: согласно прогнозам, к 2012 году объем производства автомобилей в Китае вырастет до 9,5 миллионов автомобилей, а объем продаж – до 14 миллионов автомобилей. К 2020 году Китай, согласно экспертным оценкам, вполне может перегнать по уровню развития автомобильного рынка даже США.
Получить свою долю выгоды на стремительно растущем китайском рынке зарубежным компаниям непросто: власти Китая требуют, чтобы зарубежные производители, выходя на китайский рынок, заключали партнерство с китайскими компаниями. Первым западным автоконцерном, вышедшим на рынок Китая, стал еще в восьмидесятых Volkswagen, сотрудничавший с шанхайской корпорацией Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). VW Santana, на рынке Европы четверть века назад известный как Quantum, до сих пор, спустя 25 лет, продается в Китае. Buick – бренд, принадлежащий корпорации General Motors – продает в Китае больше автомобилей, чем в родной Америке.
В связи с определенными сложностями выхода на китайский рынок зарубежных корпораций, локальные китайские автомобильные бренды постепенно приобретают популярность не только в родном Китае, но и в соседних странах. Пять таких брендов обладают достаточным потенциалом, чтобы в недалеком будущем составить конкуренцию даже западным автомобильным производителям.
1. BYD
Компания BYD, до недавних пор скромно занимавшаяся производством автомобильных аккумуляторов в Шэньчжэне, совершенно неожиданно и успешно начала завоевывать автомобильный рынок. Название компании расшифровывается как «Build Your Dreams» («Построй свою мечту»), причем мечты у самой BYD вполне амбициозные: к 2025 году руководство компании намерено сделать BYD крупнейшим в мире производителем автомобилей.
Даже несмотря на отдельные неудачные модели, больше напоминающие клонов GM Daewoo и Toyota, BYD может похвастаться стремительным ростом продаж. Если в 2005 году объем продаж автомобилей марки составлял всего 20 тысяч экземпляров, то в 2009 году вырос до 300 тысяч автомобилей. Самой популярной моделью BYD на сегодняшний день считается S8 – оригинальный кабриолет, в дизайне которого соединены элементы Mercedes-Benz CLK и Renault Mеgane. С недавних пор BYD уделяет внимание новому актуальному направлению – разработке и производству гибридных и электрических автомобилей.
2. Chery
Chery – один из немногих недооцененных автомобильных брендов Китая, что, впрочем, вполне логично, учитывая скандальную историю взаимоотношений компании с зарубежными автомобильными производителями. Практически все без исключения китайцы знакомы с Chery QQ, точной и узнаваемой копией Daewoo Matiz, и Chery Eastar, выглядящей в точности как GM Daewoo Leganza. Регулярное копирование компанией Chery моделей Daewoo возмутило даже General Motors, в итоге подавшую на Chery в суд. Впрочем, китайская система правосудия пока не может похвастаться успехами на почве защиты прав иностранных производителей, поэтому судебный процесс компания GM проиграла.
С недавних пор компания Chery, наконец, отказалась от практики копирования зарубежных моделей и запустила новый бренд автомобилей премиум-класса Xuan Yuan. Первым автомобилем, выпущенным под брендом Xuan Yuan, станет роскошный седан, оснащаемый 3-литровым V6 или 4,2-литровым V8. Оба двигателя разрабатываются специалистами Chery. Тем временем, Chery отказалась от сотрудничества с Fiat, планирующего начать производство Alfa Romeo 159 в Китае. Причиной отказа от сотрудничества стало, как отметили представители Chery, «устаревшее» техническое обеспечение Alfa Romeo.
3. FAW
Компания First Automotive Works, сегодня известная как FAW Group – один из старейших производителей автомобилей в Китае, сотрудничающий с Mazda, Toyota, VW и выпускающий автомобили под собственными брендами Besturn, Haima, Hongqi и Xiali. Так, например, принадлежащий FAW бренд Hongqi (название которого переводится с китайского как «Красный флаг») выпускает роскошные лимузины еще с пятидесятых годов.
В 2009 году под брендами FAW было выпущено девять новых моделей автомобилей, однако при ближайшем рассмотрении ситуация кажется далеко не столь радужной. Как отмечают автомобильные эксперты, серьезная проблема FAW в том, что компания не владеет технологиями, используемыми при производстве собственных автомобилей. В результате своими прибылями FAW, не достигшая каких-либо успехов в разработке новых технологий, обязана исключительно партнерам.
4. Geely
На первый взгляд Geely никак нельзя назвать сколько-нибудь многообещающим автомобильным брендом: компанию, выпускающую автомобиль под названием Beauty Leopard, вряд ли можно воспринимать всерьез. Однако на самом деле Geely, бывший производитель скутеров и холодильников, постепенно превратился в одного из крупнейших производителей автомобилей в Китае. В отличие от большинства компаний, Geely не копирует дизайн западных и японских автомобилей, разрабатывая полностью свои модели.
Судя по всему, Geely станет одним из первых китайских автомобильных брендов, обретающих вес на международном автомобильном рынке за счет слияния с другими компаниями. Так, например, недавно компания Geely стала владельцем Manganese Bronze, британской компании и известного производителя классических лондонских такси. А буквально несколько недель назад Geely выкупила у Ford Motors знаменитый бренд Volvo, потратив на его приобретение 1,8 миллиарда долларов.
5. SAIC
Самый крупный производитель автомобилей Китая, SAIC выступает основным партнером сразу двух известнейших автоконцернов – General Motors и VW. В 2004 году SAIC приобрела права на производство нескольких моделей Rover, в Китае получивших новые названия – например, Roewe 750 вместо Rover 75. На базе платформы Rover и возникла целая линейка новых автомобилей SAIC, сегодня считающихся самыми передовыми с точки зрения используемых технологий. Более того, сегодня Roewe – это уже не копия знаменитого Range Rover, а вполне самостоятельные модели, предназначенные не только для локального китайского, но и для международного рынка. В 2009 году SAIC удалось продать 2,65 миллиона автомобилей, заняв 8 место в рейтинге крупнейших автомобильных производителей мира.