В стране, где число велосипедов когда-то превосходило количество автомобилей, потребители начали активно пересаживаться на четырехколесные средства передвижения. Мировая фабрика стала вторым по величине производителем автомобилей на планете. Как это произошло?
Когда в Китае началось производство автомобилей
Китайская автомобильная промышленность зародилась в 1931 году, в так называемую республиканскую эпоху (1912-1949). Первый современный автомобилестроительный завод в Китае заработал только в 1953 году, после гражданской войны и основания народной республики. Завод был открыт в городе Чанчунь при содействии Советского Союза. До 1958 года завод выпускал военные и коммерческие грузовики, собранные на основе советских моделей. В 1958 году на фабрике начали собирать первый полностью китайский автомобиль под названием Hong-qi («красный флаг») - роскошный седан для элиты коммунистической партии.
С конца 1950-х до 1970-х годов развитие китайского автопрома шло очень медленно по двум причинам. Во-первых, после советско-китайского раскола Китай потерял доступ к советским технологиям. Во-вторых, быстрое развитие было невозможно из-за радикальной социалистической политики Председателя Мао, в результате которой вся промышленность оказалась под государственным контролем.
В 1980-х годах реформаторская политика Дэна Сяопина оживила китайскую промышленность, в том числе - автомобилестроение. Китайским автомобилестроителям было разрешено организовывать совместные предприятия с иностранными производителями, чтобы производить машины для внутреннего рынка.
В 1990-х годах в китайском машиностроении происходил стремительный рост. В 1992 году в Китае было впервые произведено более одного миллиона легковых автомобилей и других транспортных средств.
Затем рост происходил еще стремительнее. Если в 2000 году Китай произвел 2 миллиона машин, то в 2009 году - уже более 13 миллионов. Отчасти это было связано с вступлением Китая в ВТО в 2001 году. Между 2002 и 2007 годами ежегодный рост китайской автомобилестроительной промышленности составлял 21%. В 2008 году Китай обогнал США и стал вторым из крупнейших производителей машин в мире после Японии.
Кто строил первые китайские машины
Пионерами индустрии были генерал Чжан Сюэлян, благодаря которому стало возможным производство первого китайского грузовика под названием Sheng Ming, и изобретатель Танг Чжонмин, который при финансовой поддержке генерала Ян Хучэна создал двигатель внутреннего сгорания, работавший на угле.
Поддельные автомобили
Китай известен не только дешевыми копиями часов Rolex и кошельков Gucci, но и поддельными автомобилями. Такие китайские автопроизводители, как BYD Auto, Chery, Great Wall Motor и Shuanghuan неоднократно обвинялись в подделке западных машин, в том числе и автомобилей класса люкс. Компанию Dongfeng Motor Corporation обвиняли в подделке автомобилей HMMWV - известных во всем мире американских армейских вездеходов.