Топ 10 китайских автомобилей: достижения и перспективы автомобилестроения
Для большинства жителей западного мира обзоры автошоу в Пекине или Шанхае - почти то же самое, что иностранные фильмы без перевода: немного интересно, но скорее - странно, и большая часть информации теряется из-за того, что совершенно непонятно, о чем идет речь. Но благодаря сильной экономике Китая ситуация и с автошоу, и с автомобилестроительной промышленностью этой страны в целом, меняется.
Автомобили, как китайских, так и иностранных производителей, пользуются все большим спросом на внутреннем рынке, кроме того, местные компании успешно экспортируют свою продукцию в Европу. Не удивительно, что теперь взоры китайских производителей машин обратились к США - там они планируют начать активную продажу своих автомобилей в следующем десятилетии. Китайские машины уже были представлены на нескольких американских автошоу. Пока они не смогли соответствовать требованиям безопасности, принятым в США, но специалисты с обеих сторон Атлантики не спешат исключать возможность того, что в относительно скором времени на американских дорогах появятся китайские автомобили. Американцы могут смеяться, но - было время, когда они точно также смеялись над предположением, что японские машины могут пользоваться спросом на рынке США.
Европейские покупатели уже сегодня могут оценить китайские автомобили.
- Great Wall Hover-TT. Компания Great Wall Motor, названная в честь Великой китайской стены, часто выпускает автомобили с весьма говорящими названиями, такими, как Pegasus или Sailor (моряк). И если название Hover-TT менее претенциозно, чем «Пегас» (хотя у российских покупателей аббревиатура ТТ вызовет определенные ассоциации), то машина сама по себе очень достойна внимания. Ее можно назвать повседневным лимузином. Хотя большинство потенциальных покупателей не смогут ее себе позволить (к стоимости машины нужно прибавить большой расход бензина, и получится безрадостная картина как для собственных финансов, так и для экологии), она может украсить автопарки гостиниц класса люкс и фирм, специализирующихся на прокате автомобилей.
- Geely HQ. На сайте компании Geely сказано, что универсал HQ идеален для «того, кто любит большое пространство». Независимо от того, имеют они в виду действительно большое пространство, или просто достаточно места, куда можно поставить покупки на неделю и ящик пива, машина выглядит неплохо - для людей с не очень высокими требованиями. Она напоминает Honda Civic 80-х годов и имеет технические показатели, неплохие для того времени. Объем двигателя 1.3 л, мощность – восемьдесят шесть лошадиных сил. Непритязательная машина эконом-класса.
- JAC A108. Если вы еще не заметили, у китайских автомобильных дизайнеров есть вкус - может быть, не сногсшибательный, но зачастую вполне удовлетворительный. На внутреннем рынке JAC A108 пользуется спросом, на иностранных рынках показатели хуже. Может быть, дело в том, что машина внешне слишком напоминает Dodge Neon, но отличается худшими техническими характеристиками, не говоря уже об уровне безопасности. Тем не менее, эта модель имеет перспективы. Многие модели Dodge Neon до сих пор остаются одними из самых популярных среди недорогих прокатных машин, и А108, возможно, займет похожую нишу.
- BYD F8 заметно выделяется среди седанов и универсалов, которых сегодня на рынке особенно много. Это кузов кабриолет, который, очевидно, никогда не попадет в список самых дорогих и статусных автомобилей, но он вполне подойдет для того, чтобы похвастаться перед однокурсниками и знакомыми девушками. Довольно надежная и безопасная машина - и не самая дешевая из тех, что производятся в Китае.
- Lifan 620. Компания Lifan уже несколько лет поставляет на западные рынки скутеры, мотоциклы и вездеходы, а теперь пришло время седанов. На китайском рынке Lifan 620 с самого начала пользовался довольно большим спросом - из-за хорошего сочетания цены и качества. Кроме того, результаты краш-тестов (в Китае) довольно не плохи так что, возможно, машину ждет успех и на иностранных рынках.
- SAIC Roewe 550. Вы будете совершенно правы, если усмотрите в названии и дизайне этого автомобиля многое, что напоминает бренд Rover. В 2005 году компания SAIC приобрела MG Rover Group и продолжила выпуск популярных моделей бывшего британского производителя, но не под названием Rover (имя было куплено компанией Ford). Так Rover стал Roewe, модель 75 превратилась в 750, а Roewe 550 является ее младшим братом. Дизайн автомобиля потерял некоторые характерные британские черты, но ему, тем не менее, нельзя отказать в привлекательности: машина получилась стильной и элегантной.
- MG TF. Возрождение MG TF привело к быстрому росту продаж британского кабриолета - до тех пор, пока MG Rover Group не прекратила свое самостоятельное существование. Когда производство модели было возобновлено в Китае, скептики говорили, что от машины останется только имя, и сильно ошиблись. MG TF, сделанная в Китае, ничуть не опозорила своих предков британского происхождения и может оказаться очень востребованной в Европе.
- Chery QQ3. Автомобиль выглядит как китайская интерпретация таких моделей, как Honda Fit и Daewoo Matiz (и, кстати, это не первый случай, когда дизайнеры компании чрезмерно активно вдохновляются моделями других производителей). Может быть, он очень прост и не притязателен, но ездить на нем безусловно быстрее, чем ходить пешком. Покупатели могут выбирать между двигателями объемом 0.8 л (именно так - ноль целых, восемь десятых) и 1.1 л. Впрочем, это городская машина, и какая разница, с каким двигателем стоять в пробках? А то, что она похожа на Honda и Daewoo, так это особая форма вежливости китайских производителей.
- Brilliance Junjie Wagon. Эта модель тоже напоминает другую машину, только на этот раз немецкого производителя. И это неудивительно, ведь у Brilliance заключен контракт с BMW на производство машин третьей и пятой серии в Китае. После впечатляющего провала краш-теста Brilliance BS6 в Европе компания создала новую модель Junjie Wagon, на этот раз по заверениям производителей, безопасности было уделено гораздо больше внимания.
- Geely Tiger GT. Можно ли назвать Китай родиной настоящих спортивных автомобилей? Едва ли, но некоторые производители из Поднебесной пытаются изменить ситуацию. Эта модель от Geely скорее похожа на японский, чем на китайский автомобиль. Трудно сказать, можно ли его, не покривив душой, назвать спортивным автомобилем, но это точно не субкомпакт. Пассажиры, которым повезет сидеть сзади, не поймут, о каких задних окнах вы говорите - они будут видеть, что происходит в окружающем мире, только через маленькие треугольные окошки. У машины шестицилиндровый двигатель объемом 3.5 л, мощностью - 225 л. с. Дизайн вполне привлекательный, хотя, как и многие китайские машины, напоминает что-то, что уже было раньше.
Искусство автомобилестроения
Эта десятка автомобилей - лишь малая часть того, чем может порадовать, удивить, а иногда и возмутить или насмешить китайский автопром. Очевидно, что в настоящее время большинство автовладельцев не отдают предпочтение китайским автомобилям. Тем не менее, многие задаются вопросом, сможет ли страна, которая подарила нам «Искусство войны», в конце концов, покорить мир - или хотя бы значительную его часть - своим искусством автомобилестроения? Ответ будет ясен лишь несколько лет или десятилетий спустя, но, судя по успехам китайской промышленности вообще, уже сегодня можно с большой долей уверенности предположить, что он будет положительным.