В тридцатые годы двадцатого века советская автомобильная промышленность только набирала обороты. Выпускались очень небольшими сериями маломощные грузовики и малолитражные легковые машины, которые были почти полной копией своих американских, германских или итальянских колесных собратьев. Поэтому поистине удивительным событием стало решение по открытию производства автомобилей представительского класса, которые получили в своей конструкции много национальных технических особенностей. Этим первым автомобилем стал ЗИС-101.
Краткая история автомобиля: от «Бьюика» с любовью
Только за пять лет (с 1936 по 1941 год) с конвейера завода имени Сталина сошло 8752 автомобиля модели ЗИС-101. Это были семиместные легковые машины с кузовом типа удлиненный седан («лимузин»).
Предшественником этого автомобиля был Buick-32-90, который выпускался компанией General Motors в 1932 году, машина, не намного уступающая по уровню качества элитным моделям Packard и Cadillac. «Бьюик» был изготовлен по прогрессивным технологиям того времени: к примеру, он был оснащен сложными сдвоенными карбюраторами с автоматической подачей воздуха; регулировкой жесткости амортизаторов с водительского места; термостатом с автоматическим закрытием и открытием створок жалюзи радиатора.
Завод «Красный Путиловец» попытался в 1933 году изготовить копии этой модели. С большим трудом, но все же было собрано несколько автомобилей марки Л-1. Но качество собранных единиц было не на должной высоте - хотя и это уже было по тем временам большим достижением в области советского автопрома. В связи с недостатком производственных мощностей для начала серийного выпуска Л-1 и малым опытом по изготовлению машин такого класса завод прекратил производство автомобилей и передал свои разработки московскому предприятию.
А завод «ЗИС» на базе автомобиля Ленинград-1 создал и выпустил в массовое производство модель ЗИС-101. Первые две машины были изготовлены в качестве опытных образцов и представлены на одобрение И. В. Сталину весной 1936 года. С января 1937 года автомобиль был поставлен на сборочный конвейер.
Конструктивные особенности и технические характеристики: клон… или не клон?
Советский лимузин не был полной копией «американца». Московские конструкторы внесли много усовершенствований и корректировок в облик и внутреннее устройство автомобиля. Так, специально для сложных дорожных условий ходовая часть и рама машины были усилены, а малонадежные и сложные в изготовлении узлы (управление сцеплением в автоматическом режиме, регулировочный дистанционный механизм для амортизаторов) исключили из конструкции. Задняя подвеска и рулевое управление были паккардовскими.
От «Бьюика» же советская модель позаимствовала совершенный (для того времени) восьмицилиндровый мотор с верхним расположением клапанов.
Кузов для ЗИС-101 был спроектирован заново. На основе эскизов советских конструкторов эту работу проводила американская компания Budd, которая поставляла и всю техническую оснастку для постановки производства на поток. Каркас кузова изготавливался из твердых пород дерева, который обшивался металлическими панелями. Работа была сложной, трудоемкой и проводилась преимущественно вручную. В результате получился современный (согласно моде тридцатых годов) и элегантный внешний вид автомобиля.
Основные характеристики ЗИС-101 были следующими:
Впервые на автомобилях этой модели были внедрены новшества, такие как:
Любая модель автомобиля рано или поздно обретает новые очертания и видоизменяется в лучшую сторону. Когда конструктивные изменения в корне меняют облик машины или ее внутреннее содержание, появляются разновидности моделей. Так и случилось с ЗИС-101.
Модификации первого советского лимузина
В 1937 году была разработана модель ЗИС-102, кузов типа «фаэтон». Изменился принцип открывания дверей (стали открываться по ходу движения), цвет был только серо-серебристым. Салон отделывался темно-синей кожей. Небольшими сериями выпускались модификации для служб «скорой помощи» и такси.
В 1940 годумашина была дополнительно модернизирована и получила обозначение ЗИС- 101А: кузов стал цельнометаллическим, с современными формами, маска радиатора приобрела полукруглое сечение, был установлен форсированный двигатель (116 л. с.) с карбюратором другой конструкции и алюминиевыми поршнями. Максимальная скорость авто составила около 126 км/час. Автомобили ЗИС-101А иногда комплектовались шестицилиндровыми двигателями Studebaker и Packard.
На базе модели ЗИС- 101А был изготовлен двухместный спорткар ЗИС-101А-Спорт, развивший при испытаниях скорость в 162 км/час. Еще одна модификация - ЗИС-101Э - с бронированными стеклами толщиной 70 мм, была выпущена всего в двух экземплярах. А чего стоит хит тех времен - модель - ЗИС-101Л - первый советский автомобиль, оснащенный телефоном!
Кто же был счастливым обладателем всех этих люксовых машин?
В свободной продаже машин этой марки не было, автомобили раздавались «сверху» по разнарядке. Тем не менее, советские граждане имели возможность покататься в крупных городах на этих автомобилях, ведь лимузины часто использовались в качестве такси. Кроме всего прочего, это авто можно было выиграть в лотерею.
Конечно, чаще всего эти автомобильные сливки доставались правящей советской элите. Берия, Хрущев, Молотов, Каганович, Лихачев, а также многие другие высшие государственные и партийные чиновники разъезжали на этих машинах, выполняя важные государственные задания.
Самым известным владельцем ЗИС-101 был, естественно, товарищ Сталин. В его распоряжении всегда были телефонизированный и бронированные экземпляры. Обучалась вождению этого автомобиля и его дочь Светлана Аллилуева, а инструктором по вождению у нее был старший брат Василий.
По окончании войны Сталин подарил ЗИС-101 лично Патриарху Алексию Первому за помощь, оказанную в ведении боевых действий. В настоящее время в гаражах некоторых коллекционеров можно увидеть и эти, когда-то элитарные и престижные, машины - гордость советского автопрома - ЗИС-101.
Часовских Владимир