«Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи» - как-то сказал Бернард Шоу. Хотя эта простая истина понятна всем, менталитет большинства людей не позволяет «выкинуть» приличную сумму за качественный товар. Китайские автомобили своим появлением в России сразу же обратили на себя внимание. Ну как тут не соблазниться? Во-первых, цена значительно меньше европейских аналогов, да и качество, по мнению некоторых автовладельцев, вполне сносное. Но идеальны ли на самом деле китайские автомобили или они всё же имеют недостатки?
Китайские автомобили на российских дорогах
В России о китайских производителях автомобилей заговорили всерьез только в 2005 году. За небольшой период им удалось стать владельцами двух с половиной процентов всех автомашин рынка России. Одной из первых стала автокомпания Great Wall. Вслед за ней в 2006 году российские автолюбители узнали об автоконцерне Chery. Партнёрские отношения китайских представителей с автозаводом «Автотор», расположенным в Калининграде, позволили значительно увеличить продажи: с двенадцати тысяч машин до почти сорока тысяч в 2007 году.
Кроме популярной марки автомобиля Chery, в России также продаются машины китайских брендов FAW, BYD, Hafei, Gelly, Tianye, Zhong Xing, Lifan. По официальным данным, за весь 2007 год россияне приобрели более пятидесяти тысяч китайских машин. В ближайшее время по прогнозу специалистов эта цифра будет стремительно расти.
Причины успеха китайских «агрегатов»
Предоставление отечественному потребителю вполне сносных иномарок с приемлемой себестоимостью дало возможность «китайцам» конкурировать с автомобилями отечественного производства и дешёвыми иномарками, выпускаемыми в Корее. К примеру, не так давно на автозаводе «Автомобили и моторы Урала» начали собирать китайские копии автомобиля Mazda - Haima3. Но главный плюс состоит в том, что стоить они будут значительно ниже аналогов, выпущенных в Японии – тринадцать-четырнадцать тысяч долларов. Также на этой фабрике укомплектовываются автомобили Geely Ataka, ценой двенадцать тысяч долларов. Естественно, соотношение цены и качества – основная причина популярности китайских авто, но далеко не единственная.
Одним из преимуществ китайского транспорта над автомобилями отечественного автопрома является постоянное обновление модельного ряда. Ассортимент китайских автомобилей регулярно пополняется, чаще всего прототипами для создания новых моделей являются транспортные средства мировых автопроизводителей, которые пользуются огромным спросом среди водителей.
Все ли автолюбители знают?
Все знают, что транспортное средство представляет собой опасность как для его водителя с пассажирами, так и для окружающих. Данные статистики ГИБДД являются тому подтверждением. На российских автодорогах каждый год гибнет свыше тридцати тысяч человек, а получают увечья около двухсот тысяч. Эти показатели можно сравнить с потерями, понесёнными при чеченских войнах. Но там гибли солдаты, выполняя свой долг, а в дорожно-транспортных происшествиях страдает мирное население страны, и что самое страшное, в их число входят дети и женщины.
Конечно, подобная ситуация имеет место не только в Российской Федерации. Однако отсутствует логическое объяснение тому, что на трассах Европы и Америки процент автомобилей значительно больше, а процент смертности намного меньше по сравнению с Россией. Естественно, это обусловлено множеством причин: культура вождения европейцев существенно превышает отечественную, как и качество дорог и, конечно, непосредственно конструкция самого автотранспорта, который создавался для максимально безопасного движения на дорогах.
Перед выпуском нового автомобиля в некоторых странах практикуют современные системы, позволяющие спроектировать ситуацию, сравнимую с аварийной, и предусмотреть, что может ожидать пассажиров данного автомобиля. С помощью таких краш-тестов проверили два китайских автомобиля. Один из них – известный Chery Amulet, а второй – не менее популярный Brilliance BS6.
Данные автомашины тестировались по методике Euro NCAP (смещенный фронтальный удар при скорости шестьдесят четыре километра в час). Другими словами, инспектора имитировали выезд на полосу встречного движения и столкновение лоб в лоб двух автомобилей. На ДТП такого характера приходится больше половины всего количества аварий, в которых пассажиры получают травмы, зачастую несовместимые с жизнью. И в том и в другом случае автомобили проверку не прошли. Муляжные водители и Chery, и Brilliance «не выжили». А их «пассажиры» остались тяжело травмированными.
По прогнозам ситуация вскоре должна поменяется. Первоначально для этого необходимо изменить подход к делу китайских конструкторов: экономия должна заключаться во всём, кроме безопасности автомобиля. Качество стыковки метала, отсутствие должной работы основных систем автомашины, в том числе и системы безопасности, может стоить большого количества людских жизней.