Настоящие мужчины любят оружие и машины. Но дальше начинаются различия - кто-то предпочитает все новое и усовершенствованное, а кто-то любит классические формы, давно ушедшие в прошлое. Впрочем, сейчас все больше возвращаются на дороги старинные машины, завоевывая свое место под Европейским солнцем. К сожалению, по российским дорогам могут ездить далеко не все олдтаймеры.
Олдтаймерами называют как людей, коллекционирующих классические машины, так и сами машины старше тридцати лет. При этом выше всего ценятся не только машины «в возрасте», но и имеющие красивую историю или выпущенные ограниченными тиражами. Так, одной из самых ценных считается русская машина ЗИС-115 бронированного типа. Специально для Сталина было выпущено всего тридцать таких машин, две из которых не прошли проверку на прочность и были уничтожены сразу, а после смерти Иосифа Виссарионовича, было велено уничтожить все остальные экипажи. Но два восьмитонных «комфортных танка» с бронированными стенками толщиной с пачку сигарет уцелели, и цена на них весьма высока.
Не меньше ценится ЗИС-111, тираж которого составил всего 112 экземпляров, но предложений о продаже этих машин на рынке олдтаймеров не было уже давно. Также высоко ценится Horch 853 Sport-Cabriolet, которых с 1935 года по 1940 было выпущено всего 1024 модели. Причем владельца каждого автомобиля Август Хорьх записывал в книгу продаж (на данный момент архив не уцелел), и по легенде самый первый Horch 853 Sport-Cabriolet, выпущенный в Цвиккау, принадлежал рейхсмаршалу Герману Герингу.
Символом же олдтаймеровского движения считается Mercedes 190 SL, выпущенный в количестве 1800 экземпляров с 1955 по 1963 годы. При этом именно эта двухместная модель пользовалась наибольшим спросом у дам. Его «спортивные победы» начались еще в 1956 году, на гонках Гран При в Macau, где он опередил Ferrari Mondial и несколько Jaguars и Austin-Healeys. И сейчас уже на ретроралли этот «Мерин» не сдает свои позиции.
Настоящим олдтаймером считается только та машина, которая сохранила все части, сошедшие с конвейера в оригинале. То есть машины, имеющие замены более позднего поколения, резко падают в цене. В идеале, олдтаймер должен быть собран из частей только своего года, потому что старинная машина в отличном состоянии редко встречается не в коллекции. Кстати, на реставрацию автомобиля уходит от года до шести, а на некоторые редкие модели, детали на которые давно не выпускаются, может уйти гораздо больше времени. Денег же на реставрацию уходит больше, чем на покупку машины. При этом цена хорошего олдтаймера увеличивается примерно на 100% в год, так что на данный момент покупка старинной машины считается и неплохим капиталовложением.
Для того чтобы оценить красоту машин, получивших вторую жизнь, устраиваются выставки и ралли олдтаймеров. При этом большое значение играет не только скорость автомобиля, но и его целостность комплектации, год выпуска и история. Машины двигаются даже не на пределе, а только на второй скорости и на опорном пункте судьи ждут их до получаса. Чаще всего подобные «гонки» проводятся в Европе или США, где их более подготовленные дороги не грозят сильной тряской тонким деталям старинных машин. Например, ралли «Mercedes classic day» или гонка «Mille Miglia» (1000 миль), которая была проведена впервые в 1927 году по обычным дорогам, соединяющим Брешию и Рим.
В России уже давно существует свой «Российский клуб классических автомобилей», который регулярно проводит международное ралли автомобилей-классик «Золотые купола», которое проходит по дорогам Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областей и позволяет окружающим насладиться красотой старинных машин. Кроме этого абсолютно любой любитель старины может посетить выставку олдтаймеров, которые регулярно проходят в Москве. Или вы можете зайти в московский Музей старинных автомобилей и техники, где опытный гид расскажет об истории каждой машины, представленной на стенде. Ведь переходя из рук в руки и меняя хозяев, машина меняет и характер, становясь более быстрой или мягкой, покорной или своенравной, что отражается в каждой царапине старинного автомобиля.
Болотова Лёля