Jeep (Джип) - марка внедорожника от американского автоконцерна Chrysler. Автомобиль, название которого, давно стало именем нарицательным. Выносливый, надежный и практичный – такие эпитеты обычно характеризуют модели Jeep. Внедорожник, созданный для военных нужд и ставший невероятно популярным в мирное время.
Авторство машины подобного класса принадлежит американскому инженеру Карлу Пробсту. Работая на автозаводе American Bantam, в 1940 году он создал модель полноприводного автомобиля грузоподъемностью 250 кг. Именно эта разработка выиграла тендер армии США на оснащение сухопутных войск автомобилями повышенной проходимости. Новинка называлась Bantam BRC, однако в историю Второй Мировой войны вошла как Willys MB и Ford GPW, поскольку компании Willys-Overland и Ford Motor по настоянии армии доработали конструкцию Пробста. Общий выпуск «джипов» к 1945 году составил более 600 тысяч экземпляров. А первенство все-таки было отдано компании Willys-Overland, поскольку ее модель стоила дешевле, чем у конкурента. Цена Willys MB составляла 739 долларов.
Есть несколько версий происхождения слова Jeep. Официальная гласит, что весной 1941 года журналистка Катарина Хилльер так сократила название Ford GPW, тем более, что сочетанием букв GP (General Purpose) было принято обозначать в армии США небольшой автомобиль для разведывательных целей. Неофициальная версия ратует за то, что «джипами» еще в 30-е годы именовали в штате Оклахома грузовики, снаряженные для бурения нефтяных скважин. А народная молва утверждает, что название автомобиля произошло от невероятно популярного в те годы в Америке мультипликационного персонажа Папая, у которого было прозвище Eugene the Jeep и потрясающее умение с честью выходить из самых сложных ситуаций. Последнее достоинство присуще и автомобилю Jeep. Как бы то ни было, но прозвище закрепилось за автомобилем, а в 1945 году стало торговой маркой компании Willys-Overland.
На полях Второй Мировой «джипы» показали себя с самой лучшей стороны. На них перевозили раненых и грузы, ходили в разведку, прокладывали линии связи, обеспечивали взаимодействие родов войск, доставляли противотанковые орудия. Автомобили этого класса получили полное признание военных, но настоящая любовь к ним пришла после 1946 года. Именно с помощью этих универсальных машин Европа восстанавливала порушенное хозяйство. А в Willys-Overland уже готовили к выпуску первую модель гражданского внедорожника.
Второе рождение марки Jeep произошло в 80-е годы. Несмотря на кризис в автопроме США, тогдашний владелец марки компания АМС разрабатывала принципиально новый автомобиль, способный удовлетворить запросы американцев в сегменте sport-wagon. В 1984 году фирма выпустила модель Cherokee, с которой и начался бум на модификацию SUV. Затем последовали такие модели, как пикап Comanche и Wrangler. Последняя прославилась тем, что удачно сочетала надежность и проходимость настоящего внедорожника с комфортабельностью и отменными ездовыми качествами. В 1987 году марка Jeep была приобретена концерном Chrysler.
В 90-е годы лидерство Cherokee в классе SUV было неоспоримо. Для закрепления успеха разработчики создали модель Grand Cherokee, призванную стать эталоном автомобиля для активного отдыха. В 1999 году, благодаря техническим новациям (например, режиму переключения двух и четырех ведущих колес) Grand Cherokee добился желаемого.
2000-е годы не стали откровением для модельного ряда Jeep. Тенденции, заложенные в прошлые десятилетия, успешно поддерживались. Новые версии Cherokee и Grand Cherokee продолжали завоевывать сердца автовладельцев и пополнять кошельки производителя. Помимо этих моделей, автоконцерн выпускает Jeep Commander, Jeep Liberty, Jeep Wrangler (его называют за проходимость прямым потомком Willys), Jeep Wrangler Unlimited, Jeep Compass (компактная версия внедорожника).
В мае 2009 года Chrysler перенес процедуру банкротства. Часть акций компании была куплена итальянским автомобильным концерном Fiat, который образовал с американским производителем совместное предприятие.
Алексей Чернов